Технические решения для ремонта надводных и подводных конструкций ГТС
Аннотация. На примере ремонта комплекса причальных и защитных гидротехнических сооружений г. Новороссийска показаны технологии восстановления бетонных и железобетонных конструкций надводной, подводной частей сооружений, а также зоны переменного смачивания. Все работы выполнены с применением материалов отечественного производства. Представлены их технические характеристики, условия и технологии применения.
Ключевые слова: ремонт бетона, ремонт подводной части ГТС, ремонт в зоне переменного смачивания, гидроизоляция, антикоррозионная защита.
Содержание и ремонт морских портовых ГТС — процессы сложные и дорогостоящие. Далеко не везде реконструкция и капитальный ремонт арендуемых сооружений производятся коммерческими структурами в рамках договоров аренды с инвестиционной составляющей. Большая часть забот по реконструкции причальных сооружений по-прежнему остается за государством и финансируется за счет средств бюджета страны.
Существует несколько технологий, при помощи которых производится ремонт зоны переменного уровня и подводной части ГТС. Они предусматривают или установку кессонов, или применение специальных материалов для подводных работ. В последние годы обстоятельства, связанные с ослаблением курса рубля и введением политики импортозамещения, либо существенно осложнили возможность использования привычных технологий и материалов европейских производителей, либо сделали ее экономически нецелесообразной. Технологии с установкой кессонов также по ряду экономических и технологических причин применимы не во всех условиях.
В связи с обозначенными факторами российская компания «Бергауф строительные технологии», имеющая пятнадцатилетний успешный опыт разработки и производства гидроизоляционных и специальных ремонтных составов, предложила рынку достойную альтернативу, в том числе по технологии ремонта подводной и надводной частей причалов. Технология и материалы прошли испытания, получено ТЗ НИИЖБ им. А. А. Гвоздева.
Рассмотрим технологические решения на примере реализации проекта по реконструкции и развитию военно-морской базы в г. Новороссийске. Основной проект «Комплекса причальных и защитных гидротехнических сооружений» был разработан еще в 1982–1986 гг.
Особенности конструкции и эксплуатации сооружения:
- Оградительное сооружение гравитационного типа из массивовой кладки с оголовком из сборного и монолитного железобетона.
- В качестве массивов в конструкции мол-причала использованы обыкновенные бетонные блоки.
- По данным технического паспорта, массивовая кладка устанавливалась на предварительно подготовленную каменную постель, состоящую из камня массой 15–100 кг, щебеня, дресвяно-щебеночного грунта с суглинистым заполнителем.
- Сооружения эксплуатировались более 25 лет в агрессивной среде Азово-Черноморского бассейна. Глубина подводной части до 16 м. Общее техническое состояние оценивается как ограниченно-работоспособное.
В ходе проведенного обследования было уставлено, что по всей длине причала массивовая кладка имеет дефекты различной категории и повреждения в виде смещений массивов, сколов, трещин; а также имеет место превышение нормативного значения вертикальных швов между блоками (рис. 1).
Рис. 1. Состояние сооружения до ремонта
По итогам обследования сооружения были обозначены задачи и направления ремонта:
- ремонт надводной части ЖБ конструкции с восстановлением проектных требований и защитного слоя бетона;
- ремонт подводной части массива с применением опалубки;
- ремонт трещин и швов подводной части массива методом инъектирования.
Технические решения для ремонта надводной части и зоны переменного уровня
- B-Isol HydroPrimer — материал на минеральной основе, является антикоррозионным и адгезионным слоем, который обеспечивает высокую защиту контактного слоя за счет своих характеристик. Также улучшает адгезию к старым гидротехническим бетонам. Возможно ручное и машинное нанесение.
- B-Construct TX B55 — с ульфатостойкий материал на минеральной основе, который служит для ремонта и защиты бетонных конструкций, в том числе подверженных воздействию морской воды и агрессивных сред. Возможно ручное и машинное нанесение. Рекомендуемая толщина нанесения для данной задачи от 5 до 50 мм.
Рис. 2. Ремонт сколов подводной части массива методом нагнетания
Рис. 3. Ремонт трещин методом нагнетания
Техническое решение для ремонта подводной части сооружения (рис. 2, 3)
- В-Мix UV –материал на минеральной основе. Не требует устройства кессона и оградительных шпунтовых конструкций с целью осушения зоны ремонта. Подводный ремонт (в зависимости от целей) можно производить двумя способами: с использованием опалубки и без использования таковой. При устройстве опалубки готовый раствор, заполняющий опалубку, по мере заполнения вытесняет воду, что позволяет не обеспечивать герметичность опалубки. Материал не размывается при подводном заполнении швов, стыков и дефектов. Не вымывается в процессе эксплуатации. Пригоден для машинного нанесения. Высокие прочностные характеристики, морозостойкость и водонепроницаемость. Стойкость к агрессивным средам. Высокая адгезия к минеральным основаниям.
Рис. 4. Сооружение после ремонта
Состояние сооружения после проведенных ремонтных работ представлено на рис. 4. Помимо экономических и качественных преимуществ материалы удобны в применении для производителей работ. Техническая служба ООО «Бергауф строительные технологии» консультирует проектные и подрядные организации на всех этапах подбора материалов, осуществляет полную техническую поддержку на всех этапах производства работ на объекте.